Big Data в авиаотрасли

18.07.2019
Аналитические исследования гласят, что 67 процентов организаций из аэрокосмической сферы пользуются решениями на основе больших данных и еще 10 процентов планируют применять их. Конкретно у авиакомпаний эти цифры составляют 44 процента и 25 процентов, соответственно.

Тенденции отрасли

Аналитические исследования гласят, что 67 процентов организаций из аэрокосмической сферы пользуются решениями на основе больших данных и еще 10 процентов планируют применять их. Конкретно у авиакомпаний эти цифры составляют 44 процента и 25 процентов, соответственно.


Перспективы применения подобных технологий в авиации велики, перечислим сферы, в которых они могут использоваться.
  • Поддержка летной годности воздушных судов. Анализ больших данных сегодня демонстрирует высокую эффективность. Некоторые авиакомпании уже используют решения на основе Big Data для ремонта и технического обслуживание ВС, в скором времени они будут применяться во всей отрасли. Это позволит оптимизировать потребление топлива и график оборота воздушных судов. Самолеты, находящиеся в системе, будут синхронизированы с облачными и наземными сервисами для передачи информации для анализа и выявления уязвимостей. Преимущество такого подхода — это возможность замены изношенных деталей до выхода из строя и, как следствие, рост безопасности и уменьшение расходов.
  • Digit Twins. Создание «цифровых двойников» представляющих собой виртуальные копии данных, которые показывают инженерам «на земле» функционирование двигателей, а воздушное судно в это время находится в полете. Во время проектирования и создания двигателя устанавливаются многочисленные точки сбора информации, а потом на их основе создается цифровая модель для отслеживания всех компонентов. Технология на треть сокращает время, которое нужно для выполнения серьезных работ, например, технического обслуживания.
  • Прогнозирование задержек и оптимизация операционной деятельности. В данном случае исследуются нестандартные ситуации, которые вызвали срывы в графике полетов воздушных судов в прошлом и делаются выводы и прогнозы о возможных задержках в зависимости от условий.
  • Рост уровня обслуживания клиентов, персонализация продаж. Технология Big Data успешно применяется для автоматизации этого направления бизнеса. Важно, чтобы при сборе данных соблюдался баланс между обеспечением конфиденциальности информации о пассажирах и использовании ее для персонализации услуг.
  • Чат-боты. Основная задача — это определение клиентских потребностей и оптимизация процессов, связанных с обслуживанием пассажиров.

Примеры применения технологии за рубежом

Ремонт и техобслуживание
  • EasyJet из Великобритании планирует внедрение примерно пятидесяти алгоритмов для «умного» техобслуживания самолетов. Для реализации поставленной задачи будет применена бортовая система FOMAX и инструмент для анализа данных авиации Skywise. FOMAX собирает информацию по ТО и производительности судов и отправляет специалистам. Тогда как SkyWise гарантирует анализ полученных данных.
  • Delta Air Lines использует программу для прогнозов по ремонту и обслуживанию судов, она уже продемонстрировала свою эффективность — за один год число задержек снизилось на 1200.
  • Компания Honeywell пользовалась Big Data Analytics на самолетах авиаперевозчика из Гонконга, где тестировала GoDirect Maintenance Service для прогнозного анализа технического обслуживания.
  • Cathay Pacific пробовал большие данные на самолетах A330, в результате чего уменьшилось число поломок оборудования воздушных судов более чем на треть. Расходы на техническое обслуживание также существенно уменьшились.
  • Из азиатских авиакомпаний стоит привести в пример Korean Air. Она использует искусственный интеллект для изучения больших объемов информации. Благодаря подобному подходу время на поиск неисправностей сократилось на 90 процентов.

Топливные расходы и вредные выбросы
  • Авиационная компания из США Southwest Airlines использовала аналитическую платформу и уменьшила топливные расходы. В тестовом проекте использовали сервис Alteryx Designer.
  • Thomas Cook Airlines Scandinavia, авиационная компания из Дании, остановилась на GoDirect Fuel Efficiency Honeywell решении для экономии топлива и уменьшения вредных выбросов авиационного парка. ПО гарантирует соответствие нормативам ЕС по выбросам вредных веществ. Данное решение уже применяется на самолетах группы Thomas Cook.

Прогноз задержек рейсов
  • Филиал компании JetBlue Airlines, лоукостер из США, вложил деньги в стартап Lumo (ранее FlightSayer). Руководители заявляют, что программа смогла составить прогноз задержки рейсов за несколько суток до вылета. Точность данного решения сейчас легко проверить на бесплатном онлайн-сервисе, где достаточно ввести основную информацию о рейсе.

Исследование спроса и составления прогнозов
  • Авиакомпания Philippine Airlines остановилась на ПО от PROS с целью оптимизировать свою стратегию в сфере управления доходами. Решение позволяет проводить анализ спроса и делать прогнозы.
  • Корпорация Sabre Corporation подписала многолетний контракт с Hong Kong Airlines, согласно которому последняя стала обладателем Big Data решения MIDT (Market Information Data Tapes). Оно анализирует воздействие от мер в сфере формирования тарифов и рекламных акций. Авиакомпания планирует пользоваться продуктом при расширении на рынки Северной Америки.

Рост показателей удовлетворённости клиентов и персонализация
  • Более шести лет авиакомпания British Airways пользуется технологией Big Data для увеличения уровня обслуживания пассажиров. Решение выясняет клиентские потребности, а затем полученные данные применяются для персонализации пассажирских услуг.
  • Об использовании решения на основе Big Data два года назад сообщила компания Virgin Australia. Итогом работы стало более точное прогнозирование. Сегодня же авиакомпания занимается оптимизацией собственной программы лояльности путем внедрения предиктивной аналитики. В целом, уровень обслуживания для членов программы лояльности стал выше.

Применение чат-ботов 

Сегодня чат-боты используются большим количеством авиаперевозчиков, включая Finnair, Air New Zealand и другими. К таким программам в основном обращаются за типовыми ответами на вопросы, например, касающимися бронирования билетов. Еще один «умный» чат-бот запустила бюджетная компания Jetstar из Австралии. Год назад представлен чат-бот от авиакомпании Aviget, Британия. 

Авиационная безопасность и искусственный интеллект 

Компания Virgin Atlantic из Великобритании собирается использовать решение Flight Risk Assessment System, работающее на основе ИИ. Цель применения сводится к возможности спрогнозировать чрезвычайную ситуацию в авиации заранее.


В России

Не только зарубежные, но и российские компании авиационной сферы активно пользуются технологиями Big Data. Это авиакомпании Аэрофлот, S7 и другие лидеры рынка. Первые разработки на основе Big Data возникли в гражданской авиации в середине 2000-х годов. Класс решений используются для обслуживания клиентов, управления продажами, обработкой жалоб пассажиров, бронирования авиабилетов и ремонта и техобслуживания самолетов.

Лишь четыре российских корпорации занимаются внедрением в авиацию IT-технологий, базирующихся на технологии больших данных, одна из которых ГК «РАМАКС». Рассмотрим один из проектов «Платформа по работе с обращениями клиентов».

Проект успешно реализован в 2017 году в ПАО «Аэрофлот» и представляет собой решение для обработки входящих обращений пользователей в социальных сетях на базе платформ IBM BigInsights и IBM PureData. Лояльность пассажиров и сохранение репутации на рынке — одни из важнейших задач любой авиационной компании, а социальные сети на сегодня являются эффективным способом получать отклик о предоставляемых сервисах и услугах и давать обратную связь пользователю. Среди достоинств системы следует выделить возможность своевременного отслеживания информационных всплесков составления персонализированных предложений для клиентов на основе их профиля и предпочтений. Все это открывает новые возможности для ведения бизнеса на качественно новом уровне.

Центр инноваций в гражданской авиации

Компанией «Иннодата» и университетом «Иннополис» был создан Центр Инноваций в Гражданской Авиации (ЦИГА). Задача центра — развитие технологий в области гражданской авиации.

В 2018 году к разработке в качестве партнера присоединилась ГК «РАМАКС», эксперты которой обладают высокими компетенциями в области Big Data для развития новых проектов в области гражданской авиации. Центр занимается и научной, и информационно-аналитической, и образовательной деятельностью; разрабатывает решения в области борьбы с аэрофобией путем дополненной реальности, оптимизацией навигации в аэропорту, анализом активности специалистов авиакомпаний и пр.

Решения, основанные на использовании технологии Big Data, меняют авиационную отрасль — безопасность полетов повышается, расходы и время на ремонт воздушных судов сокращаются. Новые способы коммуникации пассажиров с авиакомпанией делают комфортнее работу сотрудников и полет пассажиров, повышая качество обслуживания.


Подпишитесь на свежие новости и события
Отправить запрос
* — заполните обязательно