Стоит ли переходить на налоговый мониторинг?

15.09.2021

Первый проект внедрения налогового мониторинга в инфраструктуру предприятия был реализован в 2016 году и продемонстрировал эффективность в отношении крупного бизнеса. Система упрощает ведение отчётности для предоставления в ФНС и по сравнению с традиционной имеет ряд преимуществ. Именно они стали стимулом для разработки законодательных актов и модернизации процессов цифровизации отношений государства и частных компаний.

Что такое налоговый мониторинг

Это инновационная система ФНС, созданная для контроля за процессом формирования налоговых отчётов. Главная задача — мотивация предприятий на соблюдение законодательства и прозрачность ведения бизнеса. Основное достоинство мониторинга заключается в добровольном сотрудничестве предприятий с налоговой службой. Интеграция системы позволяет бухгалтерии компании:

  • быстрее формировать отчёты в ФНС по всем видам выплат;
  • полностью исключать ошибки и неточности в документации;
  • получать консультации ФНС по вопросам налогообложения;
  • точно прогнозировать и планировать предстоящие выплаты;
  • анализировать действия контрагентов с точки зрения законодательства;
  • сверять с ФНС расчёты выплат для будущей деятельности.
Самое важное — на период проведения мониторинга предприятие освобождается от проверок всех типов, включая внеплановые, камеральные и выездные. Это одна из базовых мотивационных составляющих перехода на налоговый мониторинг.

Исключения для проведения проверок и санкции за нарушения отчётности

В некоторых случаях даже при переходе на цифровой налоговый мониторинг ФНС оставляет за собой право проведения проверок, например, в случаях, когда:

  • необходимо досрочное аннулирование договора мониторинга;
  • фиксируется обоснованное подозрение инспектора в фиктивности предоставляемых данных;
  • прослеживается слишком большая разница в налогах и убытках, согласно декларациям текущего и предыдущего периодов.
В случае выявления нарушений в подаче отчётности (но не в процессе её формирования) на компанию накладываются санкции на общих основаниях. Исключения составляют ошибки, допущенные в результате следования рекомендациям сотрудника надзорного органа.

Nalmon0.jpg

Как работает система

Схема взаимодействия ФНС и предприятия выглядит следующим образом:

  • инспектору предоставляется удаленный доступ к IT-инфраструктуре компании (полный или частичный);
  • сотрудник налоговой службы контролирует формирование отчётов и начисления в онлайн-режиме до сдачи бумаг в ФНС;
  • при выявлении ошибок сотрудник надзорного органа сразу оповещает о них предприятие;
  • в случае сомнений относительно прозрачности выплат, инспектор получает право потребовать расчётную документацию для проведения сверки данных;
  • ФНС имеет возможность привлекать сторонних экспертов для проверки информации.
По сути, сотрудник налоговой осуществляет контроль через специализированное программное обеспечение, просматривая заполнение отчётов бухгалтерией предприятия.

Зачем нужен контроль такого типа

Благодаря налоговому мониторингу сводятся к минимуму ошибки в бухгалтерской отчётности. Причём для предприятий на любом виде налогообложения, а значит:

  • сокращается время подготовки документации;
  • исключается период переделывания отчётов;
  • устраняется риск получения штрафов за несвоевременную подачу документов.
ФНС России выступает здесь органом, контролирующим именно процесс составления деклараций. Если выявлены нарушения, то на них указывают, а у бухгалтерии есть возможность исправить недочёты.

Система разработана для упрощения ведения налоговой отчётности и снижения штрафов за нарушения. Это особенно актуально для крупного бизнеса с большими оборотами и крупными отчислениями по разным статьям. Нужно отметить эффективность работы системы — в 2021 году количество участников программы составляет 95 компаний, а в 2022 году планируется подключить ещё 116. Предприятия с миллиардными оборотами и активами получают меньше санкций, а нагрузка на бухгалтерию снизилась. Такой вид взаимодействия с фискальными органами показал хороший результат, поэтому планируется, что на налоговый мониторинг перейдут и компании с меньшими капиталами.

Nalmon2.jpg

Преимущества налогового мониторинга для надзорного органа

Помимо контроля за заполнением отчётных форм, ФНС имеет право истребовать у анализируемой компании документы, подтверждающие расчёты налогов, в том числе договоры с поставщиками, чеки о продажах, декларации. Инспектор также может опросить сотрудников предприятия в устном или письменном порядке по сути возникшего вопроса.

Второй не менее важный момент — мотивированное мнение сотрудника ФНС. Это письменная консультация представителя надзорного органа по запросу бухгалтерии предприятия, которая касается нюансов налогообложения, формирования и сдачи отчётов. При выявлении нарушения после получения мотивированного мнения штраф на компанию не накладывается. В таком случае ответственность несёт инспектор, давший некорректную консультацию.

Кому доступен переход на налоговый мониторинг

На данный момент подать заявку для заключения договора налогового мониторинга могут только крупные компании. Их финансовые показатели за предыдущий налоговый период (календарный год) должны соответствовать таким показателям:

  • Суммарные налоги, уплаченные в государственную казну, — не менее 300 млн руб. Учитываются НДС, налог на прибыль и акцизы.
  • Доходная часть предприятия, согласно бухгалтерскому учёту, — больше или равна 3 млрд руб. Причём это общий доход, а не прибыль.
  • Стоимость активов предприятия составляет 3 млрд руб и более. Данные берутся на 31.12 предыдущего года.
В 2020 году принята концепция развития и функционирования налогового мониторинга в России. Планируется ощутимо снизить пороговые значения для предприятий-претендентов. К 2024 году прогнозируется увеличение компаний с договором о мониторинге до 7827 единиц, что в разы больше текущего значения.

Планируемые изменения в правилах подтверждения заявок компаний

В конце 2020 года (16.12 принят Думой, а 25.12 одобрен Советом Федерации) указом Президента РФ введён в действие Федеральный закон о совершенствовании системы налогового мониторинга. Вместе с концепцией развития он предусматривает следующие послабления при рассмотрении заявок на участие:

  • сумма налоговых взносов вместе с НДС и акцизами снижается до 100 млн руб.;
  • минимальный доход уменьшается до 1 млрд руб.;
  • общая стоимость активов также понижена до 1 млрд руб.
Послабления вступят в силу уже с 01.06.2021 года. Сейчас компания-заявитель должна соответствовать всем 3 пунктами. Это ограничивает количество предприятий, способных принять участие в программе.
Изменения показателей соответствия в 3 раза позволят настолько же увеличить количество участников программы. Она доступна теперь и успешному среднему бизнесу, который в той же степени нуждается в информационной и консультативной поддержке ФНС.

В планах правительства изменить оценку критериев для одобрения кандидатов. Такой подход поможет увеличить количество организаций, принимающих участие в мониторинге, а со временем перевести на такой формат всех желающих. Этому способствуют следующие решения:
  • ввести обязательное соответствие только 1 финансовому пункту, а не всем 3;
  • включить в сумму уплаченных налогов НДФЛ и страховых взносов;
  • провести общедоступные вебинарные сессии с рекомендациями по заключению договоров на мониторинг.
Активная популяризация инструмента позволяет предположить, что планируется подключение всех субъектов хозяйствования. Такой подход сделает систему уплаты налогов максимально прозрачной. Исключением, возможно, станут индивидуальные предприниматели и малый бизнес. Это связано с небольшими налоговыми суммами для их деятельности и простотой формирования отчётности.

Изменения условий проведения в 2022 и 2024 годах

Также ФЗ предполагает изменение порядка взаимодействия надзорного органа и бизнеса. Например, в 2021 году запланировано:

  • для беспрерывности проведения мониторинга аннулировать большую часть причин для проведения дополнительных проверок (на основании ст. ст. 88 НК РФ);
  • инициировать специальную процедуру возмещения акциза и НДС для участников мониторинга (на основании ст. ст. 89 НК РФ);
  • дать ФНС право запрашивать рабочую документацию у контрагентов компании.
Нововведением 2022 года станет право инспектора приостанавливать финансовые операции на счетах предприятия, но сделать это может только отдел, непосредственно проводящий мониторинг.

Nalmon1.jpg

В 2024 году добавляются:
  • полная интеграция с электронной инфраструктурой компании;
  • исключение дополнительных каналов связи с ФНС кроме ПО для мониторинга;
  • отмена привычной системы документооборота между налоговой и бизнесом;
  • возможность автоматического получения документации инспектором для проверки отчётных данных.
Закон предусматривает развитие и совершенствование системы, интеграцию в максимальное количество компаний, использование для проведения современных цифровых технологий. Можно сказать, что этот способ контакта фискальных органов и бизнеса признан перспективным и приоритетным.

Как компании переходят на налоговый мониторинг

Процесс подключения состоит из последовательных этапов:

  1. Сообщить в налоговую о желании участвовать в мониторинге.
  2. Пройти проверку ФНС на соответствие критериям отбора.
  3. Согласовать регламент коммуникации с инспектором.
  4. Подготовить пакет документов.
  5. Передать документы и заявление в налоговую.

Далее инспекторы ФНС оценивают, соответствует ли компания критериям принятия. В итоге принимают решение о сотрудничестве или отказе, если один из параметров предприятия не подходит.

Список документов для заключения договора

В ФНС требуется собрать следующий список бумаг о компании, желающей перейти на систему мониторинга (на основании ст. 105.27 НК РФ):

  • заявление в налоговую на рассмотрение заявки;
  • регламент, по которому компания будет сотрудничать с инспектором;
  • данные тех, чья доля в компании составляет 25% и более;
  • учётная политика по налогам на текущий год;
  • внутренние документы, регламентирующие систему внутреннего контроля организации.
Самые жёсткие требования предъявляются к последнему пункту. Внутренний контроль и охват всех подразделений компании должен быть идеально налажен, так же, как и протоколы безопасности. Этот пункт и защищает конфиденциальные данные от утечки. Тем более, что инспектору можно предоставить доступ только в области бухгалтерской отчётности.

Сроки проведения

Подача заявок на участие принимается до сентября (на основании ст. 105.27 НК РФ). Начиная с января и по 1.09 формируются списки организаций на следующий год. Период мониторинга составляет 12 месяцев: с 01.01 до 31.12 следующего за подачей заявления года (на основании ст. 105.26 НК РФ).
ФНС обязана предоставить итоги своей работы до 1 ноября. В случае досрочного расторжения договора о мониторинге надзорный орган должен прислать уведомление предприятию в течение 10 дней после принятия решения (на основании ст. 105.28 НК РФ). Кстати, в одностороннем порядке прекратить сотрудничество может только налоговая служба при подозрении, что компания предоставляет неправдивые данные. Сразу за прекращением договора следует внеочередная проверка предприятия.

Преимущества перехода

По замыслу инициаторов запуска программы, она должна снизить риски, связанные с налоговыми отчислениями в государственный бюджет, в частности:

  • обеспечить досудебное урегулирование спорных ситуаций;
  • уменьшить количество дел, передаваемых в суд;
  • количественно снизить начисление пени и факты применения штрафных санкций;
  • сократить перечень документации, необходимой для проведения налоговых проверок;
  • снизить количество проверок (камеральных и выездных) за исключением отдельно оговариваемых случаев;
  • получить мотивированное мнение налогового инспектора по поводу предстоящих контрактов и сделок;
  • оценить прозрачность работы контрагентов по предыдущим договорам.
Как следствие, улучшается точность планирования налоговой нагрузки, а вероятность дополнительных начислений после проверок снижается.

Есть и неочевидное преимущество. Повышается уровень доверия к компании, как со стороны государственных органов, так и со стороны партнёров, поставщиков и клиентов. Даже с точки зрения финансовых организаций, выдающих кредиты, налоговый мониторинг является дополнительным фактором для одобрения выдачи займа. Участие в программе гарантирует прозрачность и честность ведения бизнеса.

Nalmon3.jpg

Недостатки участия

Главными факторами, которые считаются негативной стороной программы, являются:

  • предоставление доступа третьим лицам к конфиденциальной информации, что может стать причиной её утечки;
  • внедрение инновационных элементов IT-инфраструктуры и регулярное их обновление, которые влекут за собой дополнительные затраты.
Также есть такие аспекты, как постоянный контроль со стороны ФНС и риск дополнительных начислений, но это естественно для полностью прозрачного бизнеса, так что не является основой проблемы. Наиболее частой причиной отказа от налогового мониторинга становятся ощутимые затраты на обновление сетевых протоколов, программного обеспечения и методов защиты информации.
Количество плюсов от заключения договора о мониторинге внушительное, тем более что система развивается и улучшается, а за инспекторами и сторонними экспертами также ведётся контроль. В переходе преимуществ больше, чем недостатков, особенно для компаний, которые стараются организовать свою работу и отчётность максимально прозрачно.

Альтернатива внедрения налогового мониторинга

Если не учитывать собственную бухгалтерию предприятия, то единственная альтернатива — аутсорсинговый аудит. По сути, это такой же мониторинг, как и у ФНС только выполняется частными компаниями. Его используют те субъекты хозяйствования, которые не подходят по параметрам для официального мониторинга.
Для стороннего аудита тоже нужно допустить третьих лиц к внутренней финансовой информации, а это может повлечь её утечку. Зато тратиться на обновление цифровой инфраструктуры и системы безопасности не придётся.

Интересно решение по налоговому мониторингу?

Отправить запрос
* — заполните обязательно
Отправить запрос
* — заполните обязательно
Отправить запрос
* — заполните обязательно