«Налоговый мониторинг»: новая форма налогового контроля для крупного бизнеса

03.07.2019

ФНС предложила крупнейшим налогоплательщикам перейти на новую форму налогового контроля — «Налоговый мониторинг». На вопросы по этой теме отвечает заместитель руководителя SAP практики ГК «РАМАКС» Никита Журавский.

На вопросы по этой теме отвечает журналу «Финансовый директор» Никита Журавский, заместитель руководителя SAP практики ГК «РАМАКС».

ФНС предложила крупнейшим налогоплательщикам перейти на новую форму налогового контроля — «Налоговый мониторинг». Пожалуйста, расскажите о сути проекта.
Налоговый мониторинг — это сотрудничество между бизнесом и налоговыми органами, которое предполагает полную открытость компании для ФНС в обмен на освобождение от налоговых проверок. С помощью системы налоговая может проводить контрольные мероприятия, используя онлайн-доступ к финансовым данным.

Что такое «Витрина данных» ПАО «Аэрофлот» для налогового мониторинга?
«Витрина данных» — это отдельная информационная система, по сути — это рабочее место налогового инспектора и бухгалтера Аэрофлота. С помощью инструментов, которые предоставляет «Витрина данных», инспекторы могут проверять сданную отчетность, анализировать бизнес-процессы компании и запрашивать первичные документы.

Какие преимущества получит крупная компания при внедрении Системы налогового мониторинга?
Решение позволяет упростить и оцифровать взаимодействие с налоговыми органами. Практический опыт показывает, что снижаются затраты на налоговое администрирование, сокращается количество запросов и уменьшается бумажный документооборот.

В чем особенности и плюсы решения, внедренного в Аэрофлоте?
Аэрофлот внедрил инновационный IТ-функционал — единую платформу «Витрина данных для налогового мониторинга». Решение не только упростило информационный обмен с ФНС, но и повысило качество процессов формирования отчетности. «Витрина данных» позволяет не только формировать, но и раскрывать любую отчетность. При этом скорость формирования отчетности в «Витрине данных» значительно превышает скорость в учетных системах.

Проект является уникальным и знаковым для России, верно?
Да, несомненно. В 2018 году он получил премию Global CIO 2018 в номинации «Информационные технологии для финансовой службы», премию в области информационных технологий SAP Value Awards 2018 в номинации «Новые горизонты», а также премию в сфере корпоративного налогообложения в номинации «Налоговый проект года» — награду, учрежденную Российским союзом промышленников и предпринимателей.  

На вопросы отвечает Ирина Александровна Николаева, главный бухгалтер ПАО «Аэрофлот».

Какие цели преследовала компания Аэрофлот, когда решила внедрить новую систему контроля?
Мы решили подключить непрерывный дистанционный налоговый контроль для того, чтобы сделать отчетность компании более прозрачной для ФНС. Мы рассчитывали сэкономить на налоговом администрировании и ускорить формирование отчетов для налоговой.

Что послужило главным стимулом для внедрения системы?
Развитие компании: рост пассажиропотока и количества направлений, а также запуск новых сервисов. Как следствие, у нас непрерывно растет подотчетная составляющая, а вместе с ней документооборот. Далее неизбежно увеличивается и количество запросов из ФНС. В результате дошло до того, что налоговая служба направляла нам около пятисот запросов ежегодно. В ответ бухгалтерия готовила уже сотни тысяч пояснительных документов. В основном это были бумажные экземпляры, поэтому выросли не только трудозатраты, но и сопутствующие расходы.

Как и благодаря чему упростился документооборот с налоговыми органами?
Аэрофлот уже несколько лет удерживает четвертое место в мире среди авиакомпаний по цифровизации. Именно благодаря высокому уровню цифровизации бизнеса мы смогли запустить «Витрину данных налогового мониторинга» — систему внутренних налоговых контролей, которые начинаются уже в момент объявления конкурсных процедур и заканчиваются только после формирования налоговой отчетности. Мы используем сервис «Витрина данных» уже более года. Этот инструмент помогает инспекции лучше понять наш бизнес, процессы, типовые операции, а нам — выйти на более конструктивный диалог с налоговой службой. Запросов стало намного меньше, и они стали точнее.

Какой экономический эффект получила компания и за счет чего?
Нам удалось в четыре раза уменьшить количество документов, предоставляемых в налоговую инспекцию. Сроки подготовки годового налогового отчета сократились на два месяца. Оптимизация затрат на налоговое администрирование составляет 7 процентов, количество запросов налоговых органов снизилось на 40 процентов, а объем отчетности — в пять раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Многие считают, что бухгалтерия завалена бумагами. В Аэрофлоте все не так — наши бухгалтеры работают в IT-среде, с электронными документами и цифровой подписью.  На вопросы отвечает Ирина Александровна Николаева, главный бухгалтер ПАО «Аэрофлот».

Какие цели преследовала компания Аэрофлот, когда решила внедрить новую систему контроля?
Мы решили подключить непрерывный дистанционный налоговый контроль для того, чтобы сделать отчетность компании более прозрачной для ФНС. Мы рассчитывали сэкономить на налоговом администрировании и ускорить формирование отчетов для налоговой.

Что послужило главным стимулом для внедрения системы?
Развитие компании: рост пассажиропотока и количества направлений, а также запуск новых сервисов. Как следствие, у нас непрерывно растет подотчетная составляющая, а вместе с ней документооборот. Далее неизбежно увеличивается и количество запросов из ФНС. В результате дошло до того, что налоговая служба направляла нам около пятисот запросов ежегодно. В ответ бухгалтерия готовила уже сотни тысяч пояснительных документов. В основном это были бумажные экземпляры, поэтому выросли не только трудозатраты, но и сопутствующие расходы.

Как и благодаря чему упростился документооборот с налоговыми органами?
Аэрофлот уже несколько лет удерживает четвертое место в мире среди авиакомпаний по цифровизации. Именно благодаря высокому уровню цифровизации бизнеса мы смогли запустить «Витрину данных налогового мониторинга» — систему внутренних налоговых контролей, которые начинаются уже в момент объявления конкурсных процедур и заканчиваются только после формирования налоговой отчетности. Мы используем сервис «Витрина данных» уже более года. Этот инструмент помогает инспекции лучше понять наш бизнес, процессы, типовые операции, а нам — выйти на более конструктивный диалог с налоговой службой. Запросов стало намного меньше, и они стали точнее.

Какой экономический эффект получила компания и за счет чего?
Нам удалось в четыре раза уменьшить количество документов, предоставляемых в налоговую инспекцию. Сроки подготовки годового налогового отчета сократились на два месяца. Оптимизация затрат на налоговое администрирование составляет 7 процентов, количество запросов налоговых органов снизилось на 40 процентов, а объем отчетности — в пять раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Многие считают, что бухгалтерия завалена бумагами. В Аэрофлоте все не так — наши бухгалтеры работают в IT-среде, с электронными документами и цифровой подписью. 


На вопросы отвечает Ирина Александровна Николаева, главный бухгалтер ПАО «Аэрофлот».

Какие цели преследовала компания Аэрофлот, когда решила внедрить новую систему контроля?
Мы решили подключить непрерывный дистанционный налоговый контроль для того, чтобы сделать отчетность компании более прозрачной для ФНС. Мы рассчитывали сэкономить на налоговом администрировании и ускорить формирование отчетов для налоговой.

Что послужило главным стимулом для внедрения системы?
Развитие компании: рост пассажиропотока и количества направлений, а также запуск новых сервисов. Как следствие, у нас непрерывно растет подотчетная составляющая, а вместе с ней документооборот. Далее неизбежно увеличивается и количество запросов из ФНС. В результате дошло до того, что налоговая служба направляла нам около пятисот запросов ежегодно. В ответ бухгалтерия готовила уже сотни тысяч пояснительных документов. В основном это были бумажные экземпляры, поэтому выросли не только трудозатраты, но и сопутствующие расходы.

Как и благодаря чему упростился документооборот с налоговыми органами?
Аэрофлот уже несколько лет удерживает четвертое место в мире среди авиакомпаний по цифровизации. Именно благодаря высокому уровню цифровизации бизнеса мы смогли запустить «Витрину данных налогового мониторинга» — систему внутренних налоговых контролей, которые начинаются уже в момент объявления конкурсных процедур и заканчиваются только после формирования налоговой отчетности. Мы используем сервис «Витрина данных» уже более года. Этот инструмент помогает инспекции лучше понять наш бизнес, процессы, типовые операции, а нам — выйти на более конструктивный диалог с налоговой службой. Запросов стало намного меньше, и они стали точнее.

Какой экономический эффект получила компания и за счет чего?
Нам удалось в четыре раза уменьшить количество документов, предоставляемых в налоговую инспекцию. Сроки подготовки годового налогового отчета сократились на два месяца. Оптимизация затрат на налоговое администрирование составляет 7 процентов, количество запросов налоговых органов снизилось на 40 процентов, а объем отчетности — в пять раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Многие считают, что бухгалтерия завалена бумагами. В Аэрофлоте все не так — наши бухгалтеры работают в IT-среде, с электронными документами и цифровой подписью.

Источник: "Финансовый директор"

Хотите узнать больше о возможностях применения Process Mining

Подпишитесь на свежие новости и события
Отправить запрос
* — заполните обязательно
Отправить запрос
* — заполните обязательно
Отправить запрос
* — заполните обязательно